RodjER: «Команды низкого уровня черпают идеи извне. Сильные придумывают свое»
У нашего состава по доте сейчас очень напряженный график. Во время буткемпа перед WESG мы обсудили с Роджером мотивацию на турниры, нынешнюю мету и отношение к критике.
- Недавно в соцсетях разгорелась драма из-за вашей игры на MDL. На эту тему писали Роман Дворянкин, ArsZeeqq, No[o]ne, но ты остался в стороне. Тебе есть что сказать на этот счет?
- Я старался держаться в стороне, потому что я знал, что они (аналитики) все равно не правы. Мы, игроки, в любом случае мы понимаем в игре больше, чем они. То, что они говорили – что мы бегали как в пабе, умирали на ровном месте – это просто бред. Я не хотел кому-то что-то доказывать.
- Довольно взвешенный подход. Ты вообще выглядишь одним из самых спокойных и уравновешенных игроков. Как тебе удается сохранять холодную голову в игре и не только?
- На самом деле в игре я не самый спокойный. Иногда эмоции берут верх. В игре стараюсь подбадривать моих тиммейтов, иногда могу крикнуть что-то после килла или какого-то момента.
- Кстати насчет моментов: когда тебя в последний раз брали на слабо в официальной игре?
- Это было всего один раз (смеется). Просто это стало мемом.
- Чем ты обычно занимаешься во время драфтов? Во что играешь, что делаешь, куда смотришь?
- По ситуации. Иногда тоже могу раскликиваться в WarCraft, но часто просто сижу и смотрю на драфты, на героев. По настроению. Первые три пика у нас делают тренер и Малой, потом уже включается вся команда. Вообще, я считаю, что раскликиваться перед игрой иногда тоже не помешает.
- Раскликиваешься в WarCraft – в какие-то кастомки?
- Просто в сражения.
- Как в целом оценишь турнир в Макао?
- Мы изначально хотели отнестись к этому турниру как к тренировке, попробовать что-то новое. Даже если бы мы проиграли там всем, заняли бы последнее место, мы бы не сильно расстроились. В принципе, мы довольны результатом – топ-3, учитывая, что мы сильно не напрягались и не готовились к этому турниру.
- Мы были довольно близки к последнему месту, но по ходу игры в первом раунде плей-офф создалось ощущение, что в вас проснулась спортивная злость, и вы прибавили. Как было на самом деле?
- Мы играли как обычно, никакой спортивной злости в нас не было.
Мы в группе более спокойно относились к играм, играли как играли. Потом уже в плей-офф готовились к соперникам, но ничего особенного не делали, просто играли в свою игру. И так сложилось, что мы выигрывали, и проходили дальше.
- Поговорим о героях. На MDL у нас возникали серьезные проблемы в играх против Lone Druid. Как ты оценишь этого героя сейчас?
- Герой сильный. У него есть такой плюс, что он стоит на линии, и если ему дать старт, то суппорт может его оставить. У суппортов развязываются руки, и на карте начинает происходить давление с их стороны.
LD очень тяжело загнобить, чтобы он прям ничего не мог сделать. В общем, он – большой спейсер, поэтому вначале тяжеловато против него.
- Еще мы проиграли почти все игры против Ursa и Lifestealer. Как играть против этих героев?
Эти герои тоже очень метовые и сильные. Против Лайфстилера нужно целенаправленно подстраивать пик, чтобы не дать ему засноуболлиться, потому что если он набирает темп, то его не остановить. Наиксу для сноуболла нужно не так много – Hand of Midas и Radiance. К тому же, это герой для первой стадии. Мы заметили в Макао, что команды берут его на первый пик, и выигрывают. А так как мы сами не очень хорошо подготовились к этому турниру, мы не думали, что это герой для ФП, который будет сноуболлиться и всех убивать. По ходу турнира мы уже поняли, как играть против него. Против него нужно подбирать героев, и навязывать ему неудобный темп. Когда он собирает Hand of Midas, нужно делать действия по карте и не давать ему спокойно фармить. Нужно заставлять его участвовать в драках.
Ursa тоже сильный герой. Ursa и Lifestealer – разного плана герои. Ursa – это семи-кор, которого особо не законтришь. Есть неприятные герои, вроде Веномансера, но свое Урса все равно получит, и будет бегать, спейсить.
- Как тебе Bounty Hunter в этом патче? На какой позиции его лучше использовать?
- BH – это «тройка» и «единичка». На четверке он вряд ли сможет себя показать. В основном его берут в оффлейн и в керри, и так подстраивают пик, чтобы этот герой просто бегал и спейсил, и был неубиваемым.
- По твоим ощущениям, нынешний патч быстрее или медленнее предыдущего?
- Это больше зависит от команд. Можно играть по-разному: покупать Hand of Midas и фармить, например. Если одна команда набирает преимущество и покупает Мидас, то второй команде нужно что-то делать с этим, ты не можешь просто фармить. Темп зависит от тебя. Можно собрать Владмир, Драмы и Медальку, забрать Рошана и быстро закончить. Все зависит от команд, от драфтов, много от чего. Дота сейчас очень разнообразна, игры могут быть как очень быстрыми, так и очень медленными.
- Сейчас понерфили Hand of Midas. Как ты думаешь, этот артефакт наконец пропадет из игры?
- Да, мне кажется, что пропадет. Его будут покупать реже. Как минимум, на саппортах мне очень не нравится, когда его покупают – это просто абсурд. На героях вроде Lone Druid или Lifestealer он все еще будет хорош, на остальных – не очень.
- Мета в два, три, четыре Мидаса на команду, которая держалась около месяца, она ведь появилась буквально из ниоткуда. Мидас даже не улучшали, но команды в какой-то момент вдруг переклинило и все начали его покупать. Это что-то стихийное?
- Кто-то задал такую мету. Была тенденция: ты набираешь преимущество, покупаешь определенные артефакты и идешь заканчивать. Но кто-то подумал, что это риск: если ты один раз ошибешься, ты проиграешь игру. А если ты купил Мидас и пофармил, ты даешь врагу шанс ошибиться, а сам фармишь, так как знаешь, что если пофармишь еще минут 10, то точно выиграешь.
- На твой взгляд, мета больше формируется за счет субъективных или объективных факторов? Например, команды, которые выигрывают чаще других, они задают мету. Даже если то, что они делают – герои, которых они пикают, артефакты, которые они собирают – не являются однозначно лучшими в этом патче, но у них это работает и поэтому все повторяют за ними. Или же есть объективные факторы формирования меты?
- Команды низкого уровня черпают идеи извне. Они видят, как играют сильные команды и стараются повторять за ними. А команды повыше уровнем начинают придумывать свое, что-то тестят. Например, мы увидели Вайпера с Атосом, которого никто и никогда не видел. Я впервые с этим столкнулся в паблике в Китае, когда какой-то человек двухтысячного ранга на третьей минуте ушел в лес, купил Атос и просто уничтожил всех. Кто-то это использует и думает, что он гений.
- В чем сила этого билда?
- Он сбивает телепорт Атосом. От Вайпера обычно можно улететь если он тебя цепляет. Ранний Атос – это очень сильно. Мобильных героев можно замедлить и убить. Да и просто он становится жирнее, с ним тяжело драться, тяжело убить его. Но до MDL Macau никто не использовал такого Вайпера, но в китайских пабликах он был очень популярным. Мы просто не понимали, что происходит.
- Относительно недавно у тебя была годовщина в VP. Что подарили, как поздравили?
- Никак особо. Просто приятно, что я целый год уже в команде. Просто были шутки, разговоры внутри команды, вот и все.
- В последнее время было много различных турниров. Ты смотришь что-то кроме доты?
- Смотрели мейджор по CS с ребятами. Я нашел для себя, что CS очень зрелищный и его можно иногда посмотреть. А так особо ничего не смотрю, просто разные стримы в свободное время.
- У вас сейчас очень плотное расписание: после MDL почти сразу WESG, после WESG почти сразу мейджор. Не рассматривали вариант пропустить какой-то из турниров?
- Мы осознанно шли на это. Мы хотели сыграть и WESG, потому что там хороший призовой, ну и на мейджор нам, естественно, нужно попасть. Мы специально сделали так, чтобы побольше поиграть, побольше попрактиковаться, чтобы потом как следует отдохнуть, и играть с новыми силами.
- Как у команды с мотивацией? Есть ли стимул бороться именно за первое место в рейтинге DPC?
- В самом по себе первом месте рейтинга нет смысла. Тут такая цепочка получается: мы хотим выиграть турнир, заработать денег и доказать всем, что мы лучшая команда. Есть мотивация побежать на каждом турнире. Если мы будем побеждать, то мы будем топ-1 рейтинга DPC.
- Кто наши главные соперники на грядущем мейджоре?
- Тут непонятно. Пока могу выделить Team Secret и Team Liquid, они в хорошей форме. Я не знаю, в какой форме PSG.LGD, у них поменялся состав и неясно, как они будут себя чувствовать.
- А мы-то готовы побеждать?
- Конечно!