p4sh4: «R6 ー это медленный CS:GO»
- Будучи еще одним Пашей в Virtus.pro, чувствуешь ли ты ответственность или давление из-за достижений своих предшественников?
- Это придает мне уверенности, потому что все мои «тезки» были чемпионами. Но по этой же причине я чувствую ответственность. Какое-то небольшое давление есть, но в то же время это заряжает энергией.
- Я попросил одного моего знакомого, играющего в R6, описать эту игру, и он сказал, что Радуга ー это медленный CS:GO. Как бы ты сам описал эту игру для тех, кто с ней не знаком, но играл в другие соревновательные шутеры?
- Мне нравится трактовка «медленный CS:GO». Учитывая нынешнее состояние игры, многие американские игроки любят описывать ее геймплей как «utility removal», когда ты сначала ломаешь кучу utility, а только спустя 2-3 минуты после начала раунда начинаешь предпринимать какие-то действия. Это если говорить об атаке. В защите то же самое, только ты просто ждешь, пока враг все сломает.
Еще в какой-то мере можно сказать, что R6 ー это что-то вроде Доты в мире шутеров. Здесь куча персонажей, скиллов, присутствует большая вариативность. Я бы сказал, что R6 это что-то среднее между «медленным CS:GO» и «Дотой в сеттинге шутера».
- В интервью на нашем YT-канале ты упоминал, что в R6 не нужно быть жестким стрелком. Что нужно, чтобы регулярно побеждать в этой игре?
- Я имел ввиду, что необязательно быть сильным стрелком на соревновательном уровне. Если абстрагироваться от про-сцены и представить, как обычные люди играют в рейтинговые игры, то все, что ты делаешь ー это стреляешь, тактический аспект там почти отсутствует. Чтобы стать стабильным игроком, все таки нужно приобрести начальный скилл в стрельбе, а потом уже вкатываться в игру, изучать карты, смотреть игры профессионалов и перенимать у них какие-то фишки. Стрельба является важной частью игры, но тактический аспект тоже присутствует. Нужно уметь балансировать между ними.
- А если говорить не об играх в рейтинге, а о про-сцене, что отличает тир-1 команду от тир-2?
- В тир-1 командах каждый игрок знает вдоль и поперек, что будет делать его тиммейт. Там необязательно рассчитывать на свою лютую стрельбу, можно просто давать информацию тиммейту и он будет играть по ней. Есть некоторые карты, на которых я вообще не стреляю, где у меня всегда мало киллов. Я работаю с дроном, даю кучу информации и командую, когда нам нужно идти в пуш и заканчивать раунд в атаке.
- К какому тиру ты бы отнес свою команду? По какому принципу команды делятся на тир-1 или тир-2 в R6?
- Есть новая анонсированная лига European League, каждая из 10 команд-участниц уже тир-1, им не нужно ничего доказывать. Есть Challenger League ー это тир-2. Ниже идет тир-3, это национальные лиги, например, Russian Major League.
- В forZe ты изначально пришел на позицию тренера. Это было связано с тем, что тебе на тот момент не исполнилось 18 лет?
- Да, мне не было 18, но я очень хотел разобраться в игре, прогрессировать, налаживать связи. Мне очень нравилась эта игра и я понимал, что она может стать моим будущим.
- Что входило в твои обязанности на позиции тренера?
- Я отвечал за тренировочный процесс, за стратегическую составляющую, придумывал стратегии. Что-то подворовывал, что-то придумывал сам. В основном первое, потому что в то время у нас было мало опыта и было сложно придумать что-то новое, потому что игра уже существовала около трех лет.
- Как ты охарактеризуешь своих тиммейтов? Кто главный по рофлам, кто самый серьезный, кто самый жесткий в игре?
- wTg одновременно самый серьезный и главный по рофлам. Я не знаю, как он это комбинирует. Amision тоже постоянно шутит и много говорит. Самый жесткий ー это Rask, тут даже комментировать нечего, его статистика говорит сама за себя. Shockwave ー главный олд и просто батя. Он самый опытный и спокойный.
- Rask говорил о том, что ты постоянно придумываешь что-то новое и пользуешься большим авторитетом у других игроков. Ты лидер по натуре?
- Я бы так не сказал. На тот момент, когда я был тренером в команде, капитаном был wTg. Сам по себе он не придумывает стратегии а больше полагается на старые и проверенные варианты. А у меня другое мнение на этот счет, если что-то не работает, я стараюсь это поменять. Я довольно инициативный человек, но если ситуация не требует от меня никаких действий, я не буду их предпринимать.
- Как в вашей команде (и в дисциплине в целом) построена коммуникация? Есть ингейм-лидер как в CS:GO или каждый отвечает за свою зону ответственности?
- Есть команды, в которых все работает как отлаженный механизм. Все их стратегии повторяются из раунда в раунд, таким не нужен ингейм-лидер. А есть команды, которые играют от импровизации. Скажем, у них есть определенный маршрут, но если на пути они сталкиваются с проблемами, эти проблемы они решают на ходу. Вот здесь и нужен ингейм-лидер. Например, в атаке очень много utility, но не всегда получается раскинуть все с умом, потому что люди не слышат, что от них требуется, или же они находятся в разных позициях. IGL должен это координировать. В защите ингейм-лидер обычно не требуется, почти все команды играют дефолтом, который отработан до жути.
- Вы «команда-механизм» или вы импровизаторы?
- У нас что-то посередине, мы стараемся балансировать. «Команда-механизм» ー это моя личная трактовка. В качестве примера я могу привести Team Empire. Это команда, которая очень много делает «по рельсам», и это приносит им успех. Они доказали, что такой геймплей может работать, просто нужно уметь так играть. А в качестве импровизаторов могу привести в пример G2 с Фабианом. Я вообще не знаю, были ли у них какие-то дефолты или нет. Они играли настолько непредсказуемо и по-разному, что смотреть их демки было бесполезно. Ты видишь одно, потом заходишь в игру против них и ты совсем не понимаешь, что они делают. Не знаю, как у них сейчас, но думаю, что у них все еще многое завязано на импровизации.
- Вы постоянно ищете скримы через твиттер. Это стандартная ситуация для R6?
- В Радуге изначально даже не было каналов в Discord для поиска скримов, так что да, это нормальная ситуация.
- У вас есть какие-то постоянные спарринг-партнеры для скримов?
- Само понятие постоянный партнер в R6 сезонное. Мы можем 3 месяца играть скримы с одной командой, а потом они просто перестают играть с нами.
- Игроки постоянно жалуются на баги в твиттере. Какой для тебя самый надоедливый баг в игре?
Сейчас уже много чего пофиксили. Помню, раньше был баг с перезарядкой, когда ты не мог перезарядить оружие весь раунд. А вчера, когда мы играли скрим, у меня дрон провалился под карту.
- А ты сталкивался с багами в официальных играх?
- Да, был один момент, кажется, это была квалификация на майнор OGA PIT против Team Secret. На первой карты мы начинали в атаке и нам нужно было набирать темп. Я запустил античит, захожу в игру, а у меня звук в наушниках перепутан: в левом слышу то, что справа, в правом ー слева. Я просто не понимаю, что происходит, один раз умираю от того, что просто не слышу врага вплотную к себе. Пришлось перезаходить. Но ту карту мы выиграли.
- Как карантин повлиял на тебя?
- В какой-то мере едет крыша. Раньше я мог себе позволить раз в неделю сходить куда-то отдохнуть, а сейчас ничего такого нет. Но сейчас я приехал на буткемп, здесь лучше в этом плане.
- У тебя в Instagram есть пост, где ты признаешься в любви к США. Что больше всего тебе нравится в этой стране?
- Я люблю эту страну как явление, а не какие-то отдельные аспекты. Мне в какой-то степени понравились люди, они беззаботные. Могу рассказать на примере: когда мы приехали в Америку, мы были дико заросшими, и нам срочно нужна была стрижка. Мы приходим в парикмахерскую, время около 11 утра. Меня подстригли. И тут я спрашиваю, могу ли я оплатить картой? Но бабушка, которая меня стригла, говорит: «Какой нафиг Apple Pay, у меня только наличка»! Она просто не понимала, как можно платить не наличными. Я подошел к начальнику заведения, он пробил все, а бабушка так смотрит на меня, мол «Что этот русский себе позволяет»? После этого она вышла из парикмахерской, села на свой байк и с диким грохотом поехала по улице. Она просто пришла, подстригла двух клиентов и ушла в 11:30. Я от этой беззаботности немного офигел. Мне это запало в душу.
- Ты давал интервью на английском. Учил язык в игре или для себя?
- Изначально учил в школе, но без особого энтузиазма. Когда пришел в R6, столкнулся с ситуацией, что на тот момент было мало русскоязычных контент-мейкеров, а я хотел изучать игру. Я часто смотрел зарубежных блогеров, потом втянулся в соревновательную составляющую, там уже нужно было понимать английский. Понемногу я приобретал знания, учил язык.
- 3 лучших команды прямо сейчас на про-сцене?
- Virtus.pro, Spacestation Gaming и G2.
- 3 лучших игрока не из твоей команды?
- Rampy, AceeZ, которого я не люблю, потому что он постоянно выигрывает у меня, и Geoometrics.
- Какое главное достижение ты поставил перед собой в этом сезоне с Virtus.pro?
- Выход на мейджор и Invitational. На месте уже выход из группы, желательно топ-4. У нас есть все шансы.