«В СНГ в League of Legends нет единственного фаворита». Интервью Дмитрия «moo» Суханова
Тренер состава Virtus.pro по League of Legends ответил на вопросы cybersport.com.
– Большая часть читателей cybersport.com ранее не следили за League of Legends в СНГ. Расскажи про топ-команды региона.
– Победа Virtus.pro в весеннем сезоне над М19 (в прошлом – Albus NoX Luna), которые доминировали в СНГ на протяжении долгого времени, очень сильно встряхнула наш регион. Произошло множество изменений в составах команд. Кто-то от этого выиграл, как Gambit, кто-то проиграл, как Vega. Сейчас уже нет единственного фаворита в регионе.
– Gambit (в прошлом — Moscow Five) короткое время считались лучшей командой в LCS. Это было давно, а какие у команд из СНГ шансы против соперников из Европы и Северной Америки на сегодняшний день?
– На данный момент командам из СНГ довольно сложно соперничать с ведущими европейцами и американцами, потому что они предпочитают тренироваться между собой, что отражается на уровне подготовки. Также разница в инвестициях позволяет привлекать европейцам и американцам топовых игроков из Кореи.
– Одной из причин, по которой СНГ так быстро стал отдельным регионом, стали проблемы с получением виз для международных ивентов. Эта проблема реально существует? Или все преувеличено?
– Серьезные проблемы с визами затронули лишь двух бывших игроков Gambit – Edward и Diamond, из-за чего они не смогли продолжить играть в европейской лиге. Другие проблемы, как правило, случались по вине самих российских организаций, которые либо не вовремя, либо неправильно оформляли документы для получения визы игрокам. На сегодняшний день система турниров построена таким образом, что игроки по большей части соревнуются в рамках своих регионов, а противостояния между регионами проходят 2-3 раза в год.
– Какова популярность LoL в СНГ по сравнению, например, с Dota 2 и CS:GO?
– Я не изучал статистику, но из общих соображений можно уверенно говорить, что Дота и CS:GO по популярности обгоняют LoL в СНГ. Лига имеет свою стабильную фанбазу в СНГ, но темпы ее роста весьма скромные.
– С твоей точки зрения, какова роль тренера в Лиге?
– Этот вопрос мне задают часто. Задача тренера в том, чтобы вывести игроков на пик формы перед соревнованием как с психологической точки зрения, так и с игровой. Необходимо, чтобы игроки были уверены в своей готовности, имели правильный настрой и понимали, как им нужно играть против конкретного оппонента.
– В традиционных видах спорта у тренеров больше возможностей общаться с игроками во время игры. Например, во время перерывов или просто через подсказки со скамейки. В Лиге дела обстоят иначе. Усложняет ли это задачу тренера?
– Разумеется. Поэтому большое внимание уделяется формированию общей стратегии и пониманию игры, когда конкретную уникальную игровую ситуацию можно было бы приблизить к генерализованной модели. Игроки должны понимать общие приоритеты действий в зависимости от ситуации в игре. Уже в рамках этого на игровом лидере лежит ответственность за принятие конкретных решений.
– Используете ли вы гейминг-хаусы? Твое мнение о них?
– На сегодняшний день наличие гейминг-хауса уже не роскошь, а данность. В прошлом велось множество дискуссий о достоинствах и недостатках гейминг-хаусов, но все они свелись на нет. Теперь каждая профессиональная команда по Лиге Легенд имеет гейминг-хаус. Можно сказать, что для сильной команды гейминг-хаус будет полезным дополнением к тренировкам, а слабым командам гейминг-хаус скорее пойдет только во вред.
– СНГ получил репутацию региона, где считается, что тренеры не нужны. Это так?
– СНГ идет по стопам Европы, где тренеры стали появляться гораздо раньше. Соответственно, вопрос о необходимости тренеров ставился задолго до того, как такие разговоры пошли в СНГ. Опираясь на опыт других регионов, можно уверенно сказать, что хороший тренер необходим любой команде, которая ставит перед собой серьезные цели на профессиональном уровне. Проблема скорее в том, что на данный момент в СНГ очень мало специалистов, которые бы могли полностью выполнять функции тренера.
– Как бы ты оценил развитие сцены Лиги в СНГ?
– В отличие от Европы, США и Китая, где организации вкладывают большие деньги в расчете на долгосрочную перспективу, в России больше инвесторы хотят видеть незамедлительные результаты. Если таковых нет, они теряют интерес к проекту. Если эти тенденции сохранятся, то Лига Легенд в СНГ рискует остаться дисциплиной второго порядка.
– Как думаешь, полезны ли для киберспортивной сцены маленькие региональные лиги типа LCL, OPL, LMS и GPL?
– Riot Games стараются активно поддерживать wildcard-регионы. Я думаю, что это неплохо, потому что позволяет иметь не просто 10 команд на весь мир, которые бы всякий раз делили между собой призовые со всех турниров. Региональные лиги открывают возможности для молодых коллективов и игроков. Болельщики могут поддерживать не только отдельную команду, но и свой регион. Это добавляет разнообразия в игру, каждый регион имеет свои особенности игры. Иногда эти особенности даже подхватывают крупные регионы – Китай, Корея, Северная Америка или Европа.
– Некоторые утверждают, что если бы не wildcard, другие регионы вообще бы не имели шанса соревноваться. Честно ли это? Как думаешь, будут ли какие-то изменения по этому поводу?
– Текущая система уже предусматривает довольно много возможностей для wildcard-регионов. Если какому-то wildсard-региону удалось бы пробиться в топ-4 на MSI, то этот регион бы получил бы 2 слота на Worlds, а какой-то major-регион, соответственно, этого слота бы лишился. Если какому-то wildсard-региону удастся хорошо выступить на чемпионате мира, ему дадут больше привилегий на последующих международных турнирах. Так что все выглядит справедливо.
Куда P1Noy пойти в Москве? Путеводитель от фанатов Virtus.pro