epileptick1d: «Дота ー это игра личного скилла»
Уже в понедельник составу VP.P предстоит играть на своем первом турнире за полтора месяца. Перед стартом ивента мы пообщались с керри команды о подготовке к турниру, новом патче и мотивации побеждать.
- Перед началом интервью ты с командой играл КВ. С кем вы сейчас тренируетесь?
- Тренируемся с любыми сильными командами, которые готовы играть КВ: Alliance, NAVI, NiP, Vikin.gg, OG, FTM.
- Есть команды, которые отказываются играть с вами, или которым вы сами отказываете?
- Не знаю насчет команд, которые бы отказывались с нами играть, скорее всего, нет. А с которыми мы отказываемся: мы не хотим играть со средними командами, но иногда приходится.
- Насколько вы выкладываетесь на скримах?
- Все вроде стараются, мы нормально драфтим. Но очевидно, что в официалках намного больше мотивации выдавать свой максимум. Для меня скримы не являются чем-то приоритетным.
- И как у вас успехи на скримах? Бытует мнение, что чем хуже играешь КВ, тем лучше результаты в официалках.
- У нас довольно высокий винрейт на КВ. Мы хорошо поняли патч, сейчас что-то тестим в играх. Мы давно не играли и поэтому все заряжены на победу.
- Какие самые глобальные изменения в новых патчах ты можешь выделить?
- По сравнению с 7.26 изменился базовый опыт за убийство героев. Сейчас очень выгодно добивать крипов, стакать нейтралов. Сейчас появились новые Аванпосты, которые нельзя захватить со старта, так что ценность тир-2 вышек увеличилась. А еще изменили стадию драфта в CM-моде. Это не говоря о том, что многие герои стали сильнее, чем они были и вернулись в мету.
- Как в новом патче изменится подготовка к матчам? Save- недавно говорил о том, что на бумаге сейчас можно чуть меньше готовиться к первой стадии драфта.
- Так и есть. Сейчас подготовка к первой стадии имеет намного меньшее значение из-за двух банов. Невозможно забанить все и подготовиться так сильно, как раньше. В предыдущем патче у каждой команды было по 4 бана и была огромная вариативность, можно было предсказывать, как развернется драфт, просчитывать, какие варианты тебя устроят а какие нет. От этого и драфтили раньше. В этом патче всего 2 бана, поэтому такой вариативности нет. Сейчас большую роль играет импровизация на драфте во второй стадии: как ты оценил первую стадию, ты анализируешь и драфтишь отталкиваясь от этого.
- Какие герои сейчас лучше всего подходят для первой стадии?
- Зависит от того, у кого первый пик. Концепция по драфту довольно сильно отличается для FP и дабл-пика. А так, в Доте суть FP героев всегда была в том, что какие-то персонажи сильнее других и их выше рейтят. Очевидно, чем позже ты показываешь кора, тем легче ему будет играть и выиграть игру.
- Разработчики сейчас активно возвращают героям их старые скиллы и механики. Кроме того, героев и предметы нерфят почти сразу после того, как дают им какие-то баффы (Clinkz, Orchid, MKB). Как ты относишься к такому подходу в патчах?
- Это довольно забавно, что у них не получилось сбалансировать героев, которым изменили все способности и их просто откатывают в первоначальное состояние.
- На первый взгляд кажется, что в текущем патче Мидас снова вернулся в мету?
- Да, это так. Мидас всегда был сильным предметом, просто в один момент он стал стоить слишком дорого и не было смысла собирать его даже на корах. Сейчас многие будут его собирать, пока его опять не понерфят.
- Этот артефакт всегда был либо очень дорогим и его никто вообще не покупал, либо он был слишком хорош и его покупали по 3 штуки на команду. Насколько он сейчас сбалансирован?
- Это довольно сильный артефакт, но в то же время сбалансированный. Когда его брали на всех героев он стоил очень дешево и давал очень много опыта. А сейчас я бы не сказал, что его можно брать на любого героя, это довольно сильный ситуативный айтем.
- Судя по твоим последним матчам ты сейчас больше всего играешь на Сларке, ПЛе и Морфе. Для тебя с выходом патча принципиально ничего не поменялось? По крайней мере в плане пула героев?
- На самом деле я в пабликах играю на рандомных героях, на которых мне просто нравится играть. Если говорить о про-сцене, я могу сыграть почти на любом герое в Доте. У меня есть хороший опыт игры на керри и мне не нужно играть 100 игр на Антимаге или ТБ, чтобы хорошо сыграть на этих героях в компетитив игре.
- Пул героев у тебя действительно довольно большой, но что должно произойти, чтобы ты оказался в миде?
- В миде очень сильно решает практика. Суть мида в том, чтобы играть сутками на этой роли. Я не смогу стать хорошим мидером ни за один, ни за два месяца, у меня давно нет практики на этой роли. Мне нужно колоссальное количество времени, чтобы пересесть на эту роль, так что это вряд ли произойдет. Мид я считаю самой сложной ролью в игре, она довольно сильно отличается от любой другой. Если бы я выбирал, куда пересесть, я бы точно не выбрал мид.
- В чем для тебя принципиальная разница между мидом и легкой? У вас бывают дратфы с условным керри в миде (Medusa, Morph) и темповым героем в легкой (скажем, Void Spirit). Ты ведь точно так же мог бы пойти в мид и побить крипов там.
- Суть в том, что у меня и Ростика есть огромный опыт игры на конкретной линии. Мы можем сыграть почти на любом герое в Доте и нам намного проще свапнуться героями. Условно, я даже наполовину не смогу отыграть в миде так, как Ростик. На любом герое, даже на Антимаге я не смогу так отстоять мид, а он не сможет так же хорошо отстоять боковую линию так, как я. Чтобы у нас не страдали линии, мы свапаемся именно героями.
- В одном интервью в прошлом году ты говорил, что в момент выхода патча ставишь будильник и просыпаешься пораньше, чтобы больше играть и изучать патч. Это все еще актуально?
- Это актуально, когда у тебя есть четкое понимание того, когда выйдет патч. Сейчас такого нет, но очевидно, что когда выходит патч, я начинаю играть еще больше, чтобы изучать героев, динамику игры, экономику.
- Сколько ты в день играешь пабликов и КВ?
- Примерно 4 КВ и до 10 пабликов.
- Стримить не планируешь?
- Мне не особо доставляет удовольствие стримить, для меня это больше стресс. Когда ты стримишь, теряется эффективность в скилле, потому что сложно одновременно разговаривать на стриме и играть в Доту. Приходится выбирать что-то одно, поэтому когда я подрубаю стрим, я выключаю голос на стриме, чтобы меня это не отвлекало. В моем понимании, такие стримы не очень качественные для зрителей.
- В другом интервью ты говорил, что форма набирается до турниров, через паблики и КВ. Как тебе паблики сейчас и как оценишь свою форму?
- Качество пабликов сейчас довольно низкое, в последние месяц-два перестали играть тир-1 игроки. Для игроков Team Secret, Nigma, OG нет большой мотивации играть после переноса TI. Эффективность, полезность и качество пабликов сейчас снизились. А свою форму могу оценить положительно, я очень много играю и живу этой игрой, поэтому могу стабильно показывать хорошую игру.
- У VP.P был очень сильный старт с попаданием в топ-3 на всех 5 турнирах, в которых команда принимала участие. В комментариях вас, в основном, хвалят, но наверняка бывает и критика. Как ты относишься к хвалебным и негативным комментариям? Читаешь, отвечаешь?
- Я довольно нейтрально отношусь к комментариям. Скорее даже с юмором. Я никогда не принимаю их на свой счет. Когда я играл в первом составе VP, меня могли задеть, но сейчас уже нет. На комментарии не отвечаю, я не особо медийный человек.
- Как переживал отсутствие турнирной практики?
Я не особо переживал, потому что в Доте командная игра всегда идет от индивидуального скилла каждого игрока. Если игроки поддерживают форму, у них не будет проблем собраться и показать результат. Да, было немного скучно без турниров, но в целом все нормально.
- Кого видишь самым сильным соперником на Dota Pit?
- Могу выделить Nigma и OG. Это тир-1 команды, где каждый игрок знает, что делать, имеет огромный багаж опыта и знаний. Дота ー это игра личного скилла.
- Nigma и OG это тир-1 команды, но по форме прямо сейчас FTM разве выглядят хуже?
- Мы давно не играли с FTM, но если сравнивать их с Nigma или OG, то они выглядят послабее.
- Перед этим турниром ваша позиция относительно тренера не изменилась?
- Я бы не сказал, что в СНГ много тренеров тир-1 уровня. Очевидно, что такие тренеры, как Bulba, Heen, Sunbhie могут оказывать огромное влияние на игру, но таких в СНГ почти нет, либо они уже в командах. Когда мы собирали состав, у нас изначально был такой настрой, что всю эту огромную работу будем проделывать мы с Виталичем.
- Какие планы после Dota Pit?
- У нас есть примерное понимание того, какие у нас будут турниры, но пока не могу ничего сказать.