BatulinS: «PUBG — это игра об адаптации»
Недавно наш состав по PUBG вернулся с ЛАНа в Корее, который продолжался три месяца. Мы поговорили с Александром «BatulinS» Батулиным о том, что происходило с командой с начала года. Вот некоторые темы:
- Почему заставлять игроков бороться только за победу — не всегда хорошая идея?
- Как оценивать результаты Америки и Азии на PGI.S?
- Как отдыхать после турниров?
- Для начала давай поговорим про PGI.S, где вы с командой провели три месяца. Какие ощущения после такого долгого ЛАНа?
- Я впервые в жизни провожу так много времени вне дома. Изначально я даже не представлял себе, как это всё будет выглядеть. Однажды мы играли лигу в Берлине и жили там какое-то время, но там всё было по-другому. Мы жили там в небольшом домике, жизнь была очень похожа на то, к чему я привык в Питере.
В Корее всё было иначе. Сначала мы были на карантине, потом в отеле, вокруг нас были сотни киберспортсменов со всего мира. Меня больше поразило не то, где именно я находился, всё таки, мы жили в отеле на острове и мы могли приобщиться к местной культуре за его пределами. Удивительно было то, что вокруг меня были игроки, от которых я всегда фанател, с которыми общался раньше. Находиться с ними в постоянном контакте было очень круто.
- От кого именно фанател, если не секрет? За кем стоит следить на про-сцене?
- Игроки из Азии, команда Gen.G, например. Они двукратные чемпионы мира, раньше я никогда не участвовал на одном турнире с ними. Мне всегда было интересно пообщаться и поиграть с этими ребятами, может быть, перенять у них какие-то фишки в игре.
- А у вас была возможность общаться с другими командами?
- Да. Всё исходило от личного желания и знания английского. Я хорошо владею английским, так что легко могу подойти к любому игроку и начать общение.
- Как тебе устройство турнира в бытовом плане? Чем вас кормили, были ли какая-то культурная программа, могли ли вы погулять по острову?
- В бытовом плане всё было почти идеально. У нас был пятизвёздочный отель с бассейном, рестораном европейской кухни и т.д. Когда хотелось, можно было поесть там. У нас у всех были бесплатные завтраки, но на них никто не просыпался, потому что они были слишком рано для нас. Кроме того, мы ездили на пляж и могли гулять по всему острову в свободное от тренировок и игр время.
- А как оценишь именно турнирное устройство PGI.S?
- Формат турнира — единственное, к чему можно предъявить претензии. Организаторы ввели формат, где для попадания в финал недели тебе обязательно нужно выиграть игру. Когда слот в финале разыгрывается только среди победителей, это повышает уровень стресса, игрокам становится тяжелее показывать свой уровень, нервы начинают влиять на твою игру. Лучше было бы сделать формат таким, чтобы половину слотов в финалах получали победители игр, а остальные по очкам. Многие команды играют очень хорошо, зарабатывают много очков но не выигрывают и не попадают в финал. Формат исключительно для победителей не нравится почти никому.
- Разве суть любого турнира заключается не в том, чтобы бороться именно за победу?
- Мы как команда в любом случае будем готовиться даже к этому формату. Если текущий вариант утвердят, то мы будем менять свой плейстайл. Но для всей экосистемы PUBG это большой удар.
Как многие знают, в PUBG существует много рандома в связи с уходом кругов и наличия одновременно 16 команд на карте, а не 2. Именно поэтому на протяжении нескольких лет происходили изменения формата турниров, чтобы нивелировать простую удачу и видеть в качестве победителей, действительно сильнейшие команды. Сама наша игра — это игра об адаптации. Вся твоя команда должна уметь делать огромное количество работы во время матча, продумывать все худшие и сложнейшие исходы кругов, предугадывать действия соперников на 10 минут вперёд и выжимать из этого максимум очков. Именно эти умения всегда отличали сильные команды от слабых, и это то, над чем ведётся долгая работа.
В играх вроде CS:GO или Dota 2 ты вряд ли сможешь переиграть заведомо более сильного соперника в bo5. А в ситуации, когда на карте 16 команд, при условии того, что они постоянно меняются, с новым форматом, где решает только топ-1, вся твоя адаптация к сложным кругам сводится на нет. Ты можешь просто не словить зону и уже точно не выиграешь. Конечно же, при любых раскладах фавориты и опытные команды всегда будут иметь больше шансов на победу в турнире и, как я думаю, в таблице лидеров на региональных чемпионатах будут всё те же команды, однако будет очень интересно посмотреть на то, как игроки будут справляться с таким форматом, ментально ломаться после проигранной игры с 20 киллами, когда они прошли через всю карту к победе и им игра не дала возможность победить из-за миллиона разных причин, не зависящих от них самих.
- Как на вас повлияла замена Perfect1ks на H1RUZEN?
- Самая большая задача на турнир для нас была подготовить Рамазана к тому, что он будет именно играть, а не тренировать. А это происходило на чемпионате мира, где мы играли против лучших команд, для нас всех это было очень большим челленджем. Как тренер, выступавший в качестве игрока, H1RUZEN выдал свой максимум. Он очень много привнёс в команду в плане коммуникации, даже будучи игроком он помогал нам и как тренер. Его аналитические способности нам помогали в игре. Естественно, у нас просела командная игра, потому что мы не успели сыграться, мы могли выступить лучше.
- То, что H1RUZEN приехал на турнир в качестве игрока, не мешало ему выполнять свои непосредственные обязанности тренера? И в чём они обычно заключаются?
- H1RUZEN — связующее звено между всеми игроками. Если у нас что-то не получается и мы начинаем спорить, он выслушивает все стороны и приводит мнения к общему знаменателю. К тому же, он всегда возвращал нас в строй после поражений, подбадривал нас, отвечал за мораль.
Когда он стал игроком, он сам стал тем самым звеном, которое нужно соединять с другим, а тут нужен человек со стороны. Он не мог полноценно выполнять эту роль. Со второй частью то же самое. Когда мы проигрываем игру, к нам обычно приходит H1RUZEN и говорит, что нужно сделать. А на турнире он проигрывал игры вместе с нами и не мог говорить с нами, как человек со стороны.
- Вы общались с Димой по ходу турнира?
- Да. Мы не могли общаться с ним во время игр, только по возвращению в отель. Он постоянно присутствовал на командных разборах, но ему сложно было помогать нам. Его не было в играх, он не знал, как мы видели какие-то игровые моменты изнутри. Он поддерживал нас, помогал Рамазану в личном плане, разбирал с ним его ошибки. Но на таком расстоянии тяжело работать.
- Топ-10 — хороший результат?
- Нормальный. Для комментаторов и аналитиков это даже будет хорошим результатом, особенно учитывая замену. Но мы ставим себе цель стать лучшей командой, так что попадание в топ-10 не принесло нам особых эмоций.
- А как тебе результаты азиатских команд, которые считались фаворитами?
- Этот результат продиктован форматом турнира. Победили Susquehanna Soniqs, у которых до последней недели было около $ 20 тыс.призовых, а потом они заработали больше миллиона за одно bo10. Распределение призового фонда не должно так работать. Я понимаю, зачем это было сделано: чтобы привлечь зрителей к финальным матчам, нагнать хайпа, но я точно могу сказать, что качестве игры в последние недели не было выше, чем до этого, а может быть, даже ухудшилось.
Американские команды, которые заняли первые два места, заслужили эти результаты, но Азия играла на очень высоком уровне. Я не могу сказать, что Северная Америка однозначно сильнейший регион.
В конце года будет PGC, я надеюсь, что там будет другой формат и все сильнейшие команды смогут выходить в финалы.
- Разработчики принимают фидбэк от игроков по форматам турниров?
- Это больная тема для PUBG. Вся Америка, вся Европа, почти весь западный мир просит разработчиков прислушаться к игрокам и поменять формат. А происходит с точностью до наоборот.
- А фидбэк по игровым механикам тоже не принимается?
- Аналогично.
- А что бы ты хотел поменять или улучшить в самой игре?
- Я согласен с подавляющим количеством игроков в том, что нужно фиксить драйв-бай. А глобально есть проблемы с заскриптованными кругами. Например, на Мирамаре некоторые круги слишком читаемые, иногда команды могут просто со старта знать, что они будут в зоне. Хочется, чтобы все были в более равных условиях.
- У вас через неделю начинается ESL. Какие планы и предикты на турнир? Кто главный соперник? И с кем вы сейчас тренируетесь, с Димой?
Да, тренируемся с Димой. После возвращения из Кореи у нас была неделя отдыха, а буквально несколько дней назад мы снова начали усиленно тренироваться. Мы набрались опыта в Корее, посмотрели, как работают лучшие команды мира и на основе этой информации разработали тренировочный план.
Цель у нас одна — победа. Мы хотим отобраться на PGC, это самое важное для нас, ну и показывать максимальные результаты на других турнирах, на которых мы будем выступать.
- Успели отдохнуть после PGI.S?
- Могу ответить за себя. Сейчас я хочу работать ещё больше, мы целимся на топ-1 мира, нам некогда отдыхать. Мы хотим поехать на чемпионат мира в полном составе и показать там свой максимум. У нас много фанатов, которые поддерживают нас и хотят видеть крутую игру. Мы хотим доказать, что топ-10 на PGI.S — это только начало.
- А как ты обычно предпочитаешь проводить отдых?
- Для меня лучший способ — побыть вдали от компьютера. Нужно полностью уйти от работы и сменить обстановку, чтобы вокруг происходило что-то новое и необычное. Ещё я недавно открыл для себя баню. Раньше я не понимал, как там вообще можно отдыхать, но на самом деле баня отлично очищает мысли.
- Ещё в интервью на нашем YT-канале ты говорил, что играешь в Доту, но её ты, судя по твоим словам, не рассматриваешь в качестве отдыха?
- Я для себя понял, что играть в другую игру не является отдыхом. Я интересуюсь Дотой, но именно киберспортивной составляющей, смотрю ключевые матчи. Было бы интересно пообщаться с нашими дотерами, но пока шанса не было.
- А с кем ты наверняка общался, так это с нашими игроками в мобильный PUBG, например, с Яшей?
- Только с ним. Общались немного до подписания, мы не очень близкие друзья.
- Ты писал в VK, что хочешь постримить финал PGI.S и разбирать его со зрителями. Получилось в итоге?
- Да, я стримил первый день. Я достаточно открытый игрок и всегда готов общаться со зрителями. Большую часть времени меня просто поздравляли с хорошим результатом, призывали не расстраиваться, благодарили за игру и желали удачи в будущем.
- Сейчас будешь стримить чаще?
- Да. Я поражён количеству зрителей на последних стримах, каждый раз собирается несколько тысяч. Мы все сейчас стримим в команде, почти каждый день кто-то подрубает.
- После подписания в Virtus.pro или после PGI.S у тебя увеличилось количество подписчиков в соцсетях?
- Не очень сильно, но это все придёт со временем, я уверен. Мы будем работать для того, чтобы людям было интересно и они подписывались на нас.